Спецпроект «Коммерсантъ-Юг»

Высшая лига
бизнеса

Проект о компаниях, благодаря которым
о Ростовской области знают во всем мире.
ПАО «Роствертол» холдинга «Вертолеты России»

Вступление

«Коммерсантъ-Юг» начинает серию публикаций о компаниях Ростовской области, которые смогли занять достойное место не только на внутреннем рынке, но и на мировой арене. Что стало ключевыми факторами, предопределившими успех таких компаний? Как они адаптировались к сложностям российской экономики в последние годы, не потеряв при этом свои позиции на внешнем рынке? И каков сегодня их вклад в развитие региона?

Открывает проект «Высшая лига бизнеса» Ростовский вертолетный завод «Роствертол» (входит в холдинг «Вертолеты России» госкорпорации «Ростех»). ПАО «Роствертол» — это не только самое крупное предприятие в холдинге «Вертолеты России», но и одно из самых финансовоуспешных. О том, за счет чего предприятие добивается рекордных финансовых показателей на таком сложном и высококонкурентном рынке, как вертолетостроение, и какие новые направления могут обеспечить стратегические преимущества «Роствертолу»,— в спецпроекте «Коммерсантъ-Юг».

Покорение неба

Интересный факт: исторической Родиной «Роствертола» является не Ростов-на-Дону, а Рязань. Именно там на базе деревообрабатывающего комбината в 1939 году был создан «Завод №168», где производили деревянные авиационные винты для военных и гражданских самолетов, а также походные фотолаборатории для обработки аэрофотоснимков. С началом Великой Отечественной войны на заводе стали выпускать крылья для истребителей МиГ-3 и 20-местные планеры КЦ-20. В октябре 41-го завод эвакуировали в город Волжск.

В 1944 году «Завод №168» перебазировали в город Ростов-на-Дону, где он впоследствии получил название «Ростовское вертолетное производственное объединение» (РВПО). Спустя пять на предприятии выпустили первую цельнометаллическую машину — транспортно-десантный планер Як-14. В 1955 году авиазавод выпускает многоцелевой вертолет Ми-1 и становится одним из первых в России производителем серийных вертолетов. Летательный аппарат становится рекордсменом по скорости и высоте полета. Первым серийным тяжелым вертолетом стал Ми-6. В 1964 году завод освоил производство Ми-10, который стал мировым рекордсменом по подъему груза.

В 1971 году завод выпустил легендарный боевой Ми-24, который стоит на вооружении десятков стран мира. Транспортный вертолет Ми-26 появился несколько позже — в 1977 году.

В 1992 году Ростовский вертолетный производственный комплекс был переименован в «Роствертол». В 2016 году произошло еще одно переименование: заводу было присвоено имя Бориса Николаевича Слюсаря, который успешно руководил заводом на протяжении 14 лет — с 2000 по 2014 год.

С 2010 года предприятие стало частью холдинга «Вертолеты России», который является одним из мировых лидеров вертолетостроительной отрасли, а также единственным разработчиком и производителем вертолетов в России.

Всемирно известные

Уникальные по своим характеристикам вертолеты — самое главное конкурентное преимущество предприятия. Именно этот факт определяет стабильный спрос на продукцию как на внутреннем рынке, так и на мировом. Сегодня вертолеты, которые выпускает ПАО «Роствертол», эксплуатируются в 60 странах мира — в Азии, Африке, Южной Америке, СНГ и Европе.

В настоящее время ПАО «Роствертол» серийно выпускает боевой вертолет нового поколения Ми-28Н «Ночной охотник» и учебно-боевой Ми-28УБ (для МО РФ), Ми-28НЭ с двойным управлением (для инозаказчиков); многофункциональный транспортно-боевой вертолет Ми-35М; многоцелевые, самые грузоподъемные в мире вертолеты Ми-26, Ми-26Т, Ми-26ТС, Ми-26Т2. Предприятие входит в состав ростовского регионального отделения ООО «Союз машиностроителей России».

Ми-26/Ми-26Т2

Ми— 26 - военный Ми-26 является самым грузоподъемным в мире серийным вертолетом. Незаменим для оперативной переброски десантных подразделений, в том числе крупногабаритной техники. Ми-26 способен перевозить до 82 десантников с полным комплектом вооружения или до 20 тонн груза внутри фюзеляжа или на внешней подвеске.

Ми— 26Т2 - новейшая модификация вертолета Ми-26Т. На вертолете установлены новый навигационно-пилотажный комплекс и спутниковая навигационная система. Это позволяет вертолету выполнять полеты по приборам в соответствии с международными правилами в любой точке мира, а также сократить количество экипажа с пяти человек до трех.

Ми-35М

Многоцелевой ударный вертолет. Так как эта модель является глубокой модернизацией вертолета Ми-24В, в ней удачно сочетается опыт длительного боевого применения в региональных конфликтах по всему миру с последними достижениями и разработками в области вертолетостроения. Отличается высокими летными характеристиками; в частности, он может эффективно применяться в условиях высоких температур и высокогорья. Вертолет может выполнять не только ударные функции, но и использоваться в качестве транспортного, десантного и санитарного вертолета. Принят на вооружение Министерства обороны России.

«Ночной охотник»

Ми-28Н/Ми-28НЭ/Ми-28УБ

Ми— 28Н - современный ударный вертолет. Предназначен для поиска и уничтожения танков, бронированной и небронированной техники, а также пехоты противника на поле боя и малоскоростных воздушных целей. Вертолет способен действовать днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях. Ми-28Н «Ночной охотник» принят на вооружение Министерством обороны России.

Ми— 28УБ – модификация вертолета Ми-28Н. Ее главное отличие от предшественника — двойная система управления, благодаря чему вертолет может применяться для обучения пилотированию Ми-28Н и при этом сохранить весь функционал ударного вертолета. Ми-28УБ позволит качественно улучшить и сделать более эффективным процесс подготовки пилотов «Ночных охотников». С 2017 года поставляются в подразделения Министерства обороны России. Иностранные заказчики приобретают экспортную версию Ми-28Н с двойным управлением — Ми-28НЭ.

Работа на рекорд

В структуре холдинга «Вертолеты России» ростовское предприятие — лидер с точки зрения объемов продаваемой продукции и услуг. Компания занимает 53% в общем объеме выручки холдинга — больше, чем остальные четыре предприятия вместе взятые.

Доля ПАО Роствертол в общем объеме выручки от реализации вертолетной техники холдинга Вертолеты России (2016г)

Доля ПАО Роствертол в общем объеме выручки от реализации вертолетной техники холдинга Вертолеты России (2016г)

Примечательно, что за последние годы доля ростовского завода в общем объеме выручки холдинга только росла. Еще в 2014 году доля компании составляла только 24%.

Динамика доли ПАО Роствертол в общем объеме выручки от реализации вертолетной техники холдинга Вертолеты России

Динамика доли ПАО Роствертол в общем объеме выручки от реализации вертолетной техники холдинга Вертолеты России

С каждым годом улучшаются и финансовые показатели компании. К примеру, прошлый год стал одним из самых успешных для ПАО «Роствертол» — выручка от продажи продукции и услуг достигла 84,3 млрд руб., что существенно превышает показатели прошлых лет.

Выручка от продажи товаров, продукции, товаров

Выручка от продажи товаров, продукции, товаров

Судя по финансовому отчету за третий квартал, 2017 год станет не менее успешным для предприятия. Выручка завода в третьем квартале стала рекордной за всю  историю завода и составила 57,3 млрд руб.  В общей сложности выручка «Роствертола» за девять месяцев достигла 82,5 млрд руб., что более чем на 90% превышает аналогичный показатель прошлого года. Что касается чистой прибыли, то она также показала рост в третьем квартале, увеличившись на 12,0%, до 13,5 млрд руб.

Для донского региона это, безусловно, хорошие новости. ПАО «Роствертол» — крупнейший налогоплательщик Ростовской области, поэтому рост финансовых показателей означает также увеличение налоговых платежей в бюджет региона.

Объем налоговых платежей

Объем налоговых платежей

В мировом контексте

Положительные результаты работы ПАО «Роствертол» тем более показательны, что конъюнктура на мировых рынках вертолетной техники в последние несколько лет остается достаточно сложной. Ключевая характеристика рынка вертолетной техники — это цикличность, связанная с периодами обновления мировых гражданских и военных авиапарков. Последний пик обновления авиапарков пришелся на 2015 год, и следующий прогнозируется только после 2020 года. Так, мировые продажи гражданских вертолетов в 2016 году снизились на 8% по сравнению с предыдущим годом. Ситуация в сегменте военных вертолетов несколько стабильнее, однако компании, работающие в этом сегменте, учитывают также постепенное сокращение военных бюджетов в большинстве стран.

Тем не менее в ближайшие годы холдинг «Вертолеты России» планирует увеличить свою долю на мировом рынке с 13% до 15%. А это значит, что перед ПАО «Роствертол» также стоят новые амбициозные задачи по развитию.

Приумножая достигнутое

Для того чтобы сохранить ведущие позиции, ПАО «Роствертол» планирует сосредоточиться на нескольких стратегических направлениях.

  • Расширение модельного ряда. Специалисты предприятия работают над задачей модернизации вертолетов типа Ми-35, Ми-28, Ми-26.

  • Импортозамещение. Предприятие планомерно сокращает использование импортных комплектующих за счет приоритетной закупки комплектующих российского производства.

  • Технологическое перевооружение и модернизация предприятия. Только в 2016 году на эти цели было направлено более 1 млрд руб.

  • Строительство вертолетостроительного кластера в Батайске. Это один из наиболее крупных инвестиционных проектов, которые в настоящий момент реализуются в регионе. Кластер позволит создать несколько тысяч новых рабочих мест.


Фото: Алексей Туркин, Владимир Аносов, Евгений Баранов, Юлия Кравченко, Роман Трегубов, Иван Ураков, Эрик Романенко, Алексей Нагаев, Игорь Колоколов, Павел Бирюков, Михаил Лукоянов, SergioPadron и из архива ПАО «Роствертол».